Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их “взрослой” жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 “Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся”
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 года № ТС-2176/04 “О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся”
- Отчет об участии школьников в весенней сессии онлайн уроков по финансовой грамотности на март апрель 2022г.
- Отчет о принятии в неделе финансовой грамотности
- Проект план СОШ 4 на 2021 2022 по функц грамотности
- Аналитическая справка Функциональной граммотности 2021г (весна)
- Аналитическая справка Функциональной Грамотности 2022г
Банк заданий
“Банк заданий” содержит задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности, а также образцы заданий на формирование того или иного элемента функциональной грамотности.
Рекомендуемые ресурсы:
- https://fg.resh.edu.ru
- https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
- https://media.prosv.ru/fg/
- https://resh.edu.ru/
Дополнительная информация
- Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)
- Материалы Института стратегии развития образования РАО
- Банк заданий по функциональной грамотности
- Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов “Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности” (Москва, ВШЭ)
- Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников
- Функциональная грамотность в современном образовании
-
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
- Яндекс.Учебник “Марафон по функциональной грамотности“
- Интенсив “Я Учитель 3.0“
- Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Тест “Цифровые компетенции педагога”
-
Методические разработки
В рамках проекта Минпросвещения России “Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся” издательством “Просвещение” осуществлен выпуск печатных учебных пособий эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности:
Серия “Функциональная грамотность. Учимся для жизни”
Мероприятия
В НОВОМ 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ В УЧИТЕЛЬСКОЙ АКАДЕМИИ СТАРТУЕТ 23 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА МАРАФОНОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ подробнее>>
В рамках реализации регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2021-2022 учебный год, Академия Минпросвещения России проводит марафон функциональной грамотности (далее – Марафон).
Марафон будет проходить три четверга подряд – 23 сентября, 30 сентября и 7 октября с 12:00 до 18:00 (МСК).
Ведущие вебинаров – эксперты Академии Минпросвещения России.
23 сентября 2021 года приглашаем учителей предметов естественнонаучного цикла, методические службы, председателей и членов региональных ассоциаций химии, физики, биологии, географии, руководителей ГМО/РМО, родителей и обучающихся.
В программе:
12:00 – 12:30, развитие компетенций учителя в области формирования естественнонаучной грамотности школьников;
12:30 – 13:30, разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках биологии;
13:30 – 15:00, разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках физики;
15:00 – 16:30, разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках химии;
16:30 – 18:00, разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках географии.
Подключение к трансляции вебинара по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=4I_2WJ_8Vq4.
Вебинар 30 сентября 2021 года будет посвящен вопросам формирования математической грамотности, 7 октября 2021 года – читательской грамотности.
Информация на сайте Академии Минпросвещения России подробнее>>